» » Лисы в винограднике

Лисы в винограднике

Лисы в винограднике
Те, кого состояние школьного образования в Украине не интересует (дети учатся в хорошей частной школе за рубежом, или, например, жизнь семьи обеспечивается тупым торгашеством, а ее культурные запросы - Домом 2 и дерьмосериалами), могут эту статью не читать. Вообще, гражданам с с IQ ниже сотни можно сразу переходить на желтые сайты и не заморачиваться. Как и многим представителям правящего сословия. К чему вам, панове? Вы же и так прекрасно все знаете и понимаете, но рассчитываете, в случае великой бузы, глобальной бучи и вообще очередного «до основанья, а затем», свалить по-быстрому и, хряпая из оффшорных кладовок, жалостливо ныть о звоне шампанского и хрусте французской булки. А потому продолжаете жрать как не в себя и делиться не собираетесь.

Впрочем, Бог с вами. Каждому свое и, может, пронесет Ваше поколение мимо мадам гильотины и мадмуазель виселицы. Как пронесло поколения Людовиков 14-го и 15-го, накрыв кровавой волной их внуков и детей. Впрочем, отвлекся я. Я о дне учителя писать собирался. И начну с исторического отступления.

Историческое недоразумение

С точки зрения исторической традиции, наше с вами время – век исторического недоразумения. Все перевернулось. Пять тысяч лет известной нам человеческой истории жили мы в системе, которая была проста, понятна и эффективна. Лучше всего она известна под названием кастовой – так переиначили на свой лад португальцы индийское понятие. На самом верху стояли брахманы – учителя, ученые, лекари и жрецы. Второе место занимали кшатрии – воины и правители. И только на третьем месте стояли вайшьи – купцы и ремесленники. А уж на самом последнем месте стояли те, кто и сегодня на нем стоят – деклассированные неприкасаемые. Но не о них речь. Речь о нашем времени. Времени, когда на первое место вышли купцы-торговцы. Они не умеют думать, строить и воевать. Они не умеют творить в лабораториях, строить дома и защищать родную землю. Они не умеют изобретать и учить. Они умеют только продавать то, что построено, придумано, написано, изобретено, открыто, завоевано другими.

Безусловно, и они нужны. Но когда они начинают править… Им ведь и страну за хорошую прибыль продать – хрен задуматься. Страшно, когда тиран воинской силой берет власть. Страшно, когда берет власть выживший в кровавом хороводе гражданской войны очередной Наполеон. Но стократ страшнее, когда торговец, сидя над гроссбухом и подведя дебет с кредитом, считает, за сколько можно сбагрить им не созданное и им не завоеванное. Противно, когда он решает, сколько стоит знание и сколько стоит труд. Мы думали, что противно, когда решает чиновник. А как вам чиновник - плоть от плоти торговца? Нравится? Славненько живем?

Были времена, когда великий ученый и учитель Аристотель – основатель современной европейской науки, взял за обучение Александра Третьего, сына Филиппа Второго, царя Македонии и Греции, не просто плату золотом. Он потребовал отстроить и восстановить свой родной город Стагирос. Вернуть туда всех проданных в рабство жителей. Дать им денег на обзаведение хозяйством и освободить их от налогов. И царь, по индийским понятиям - кшатрий, имевший силы и возможность принудить мудреца выполнить работу учителя, принял его условия. Ему нужна была не «корочка». Он хотел, чтобы сын его имел образование. А заставить дать образование невозможно.

Были времена, когда японские дайме и сегуны неделями ждали у скромных хижин великих кэнсеев – мастеров боя на мечах права встретиться с учителями и отдать им в учение своих сыновей. Были времена, когда перед мастерами городских цехов ломали шапки дворяне, а зажиточные горожане чуть ли не аукционы устраивали на предмет того, кому будет предоставлена честь отдать своего сына в обучение достойному мастеру цеха… ну, скажем, колбасников всего за 15 золотых гульденов (15 дойных коров) в месяц. А попробовал бы кто в каком ни будь русском монастыре средневековья популярно растолковать местным священникам-учителям, что преподавать книжное учение они должны за плату, установленную боярской думой и лично князем. Скажем в господине Государе Великом Новгороде. Ой, хотелось бы слышать, как прокомментировал бы ваши слова новгородский архиепископ… Просто махнул бы рукой в сторону ворот, мол – иди восвояси, убогий, или дружинников новгородского архиепископского белого полка позвал бы. С целью провести среди носителей идиотских распоряжений воспитательную работу тычками тыльной стороной копья по ребрам.

Да хрен с ним, с суровым средневековьем. В недавнее еще царско-императорское время обучение в самой дешевой гимназии стоило 60 рублей золотом в год. Или двадцать породистых дойных коров голландской породы. Молодых. В год. С ученика. И это самая дешевая гимназическая цена. А была и в 90 рублей золотом. И в 120. И даже в 200 – смотря в какой гимназии, реальном училище или училище коммерческом. И того за шесть лет минимум 360 рублей золотом вынь да положь. А иначе – фиг тебе, а не образование. Но если заплатил – образование будет более чем качественное. С языками. С основами права. Можно на государственную службу без всяких университетов-институтов поступать. На низший чин. Но можно. Можно помощником инженера идти работать. Можно даже идти учительствовать в младшие классы. Или вполне официально репетиторствовать.

А угадайте, на что же такие деньжищи шли? Не все, конечно. Процентов тридцать. А шли они на учительское жалование. Остальное – на обеспечение гимназии, училища или как оно там еще называлось. Короче – нормальная ситуация - это та, при которой правят воины, а учителя, врачи и ученые сами называют цену за свои услуги. Нет денег – ходи нелеченный или неученый. Как по мне, так лучше пусть так, чем ситуация, при которой учителя получают меньше, чем их ученики на карманные расходы, а врачи вынуждены выклянчивать деньги у пациентов. Если выбирать между сохранением престижа профессии учителя и формальным всеобщим образованием – я выберу престиж учительской профессии. И высокую зарплату учителя. В конце концов – 99% истории человечества именно так и было. И ничего – цивилизация медным тазом не накрылась.

Школьные мыши

Давеча посмотрел одно исследование. Оказывается, согласно соцопросам, около 50% родителей школьников недовольны качеством школьного образования. И примерно столько же говорят о том, что вынуждены давать взятки, скидываться на ремонт школы и подарки учителям. И считают это большой проблемой. Глядя на таких родителей, приходится грустно констатировать – они полные идиоты. Подавляющее большинство родителей зарабатывают значительно больше любого учителя. Уж поверьте – я знаю. Имею право так говорить. Я работал педагогом десять лет. И говорю совершенно ответственно: не имея параллельного приработка в качестве журналиста, доброй бабушки, у которой я жил, и самоотверженных родителей, которые оплачивали мне лечение в больнице, когда прижимало, и покупали одежку – издох бы я на учительскую зарплату, как собака под забором. Больным, голодным и раздетым. Кто желает ставить эксперимент – вперед. Берите тыщу двести гривен и валите на улицу. Ищите на эти деньги жилье и живите на остаток. Если что-то останется.

Хорошо. Буду щедрым. Возьмите триста долларов. Хотя такие деньги молодому выпускнику педина только снятся. Ему на старте дадут минималку. Потому как методических и классного руководства он еще не выслужил. Но все равно – попробуйте хотя бы три месяца жить только на эти деньги. Без посторонней помощи… Честное слово – до сих пор не понимаю, как я столько лет продержался. На пике учительской карьеры моя зарплата составляла аж 140 баксов. Это если отечественные фуфлыжные фантики перевести в зарубежные фуфлыжные фантики. Так вот – 140 баксов это были две ставки и методические часы. Под методическими часами понимается мизерная доплата к нищенской зарплате, за которую, по представлениям имбецилов из отечественного Минобразования, педагоги будут осчастливливать педагогическую науку научными трудами, содержащими новаторские методы образования подрастающего поколения. Вот добросят им тридцать баксов к зарплате и все – готов новый Макаренко, Сухомлинов или, хотя бы, Викниксор. Если науку новой работой педагог не осчастливил, предполагается, что методические часы и деньги он тратит на педагогическое самообразование. Специальную литературу читает, журналы, сайты и тому подобное.

На деле, к методдобавке подавляющее большинство педагогов относятся как к заслуженной постоянной премии и никаким самообразованием не занимаются. Специальная литература с журналами денег, знаете ли, стоит. А их и без того мало. А если кто и ваяет очередную методичку, учебник или даже научную работу, с их утверждением и публикацией обычно возникает такой гембель, что после первого опыта повторять его находится мало желающих.

Короче говоря – жить строго на учительскую зарплату физически невозможно. Что на 140-150 баксов 5 лет назад, что на 300 – сегодня. Даже с муниципальными надбавками. Особенно сложно приходится молодежи, снимающей жилье. С этой точки зрения сельским учителям даже проще. Им сельсоветы жилье, как правило, предоставляют. Городскому учителю на такую щедрость рассчитывать не приходится. Поверьте мне – подавляющее большинство учителей попросту бедны. А некоторые – страшно бедны. Впору в известной поговорке заменить церковную мышь на школьную.

Мы ищем таланты

Поскольку прожить на учительскую зарплату физически невозможно, приходится выкручиваться по-всякому. Многие педагоги вынуждены подрабатывать. Классический пример – репетиторство. Хороший учитель-репетитор дает индивидуальные частные уроки по цене от 5 до 30 долларов в час. Как правило, это учителя иностранных языков, математики и других точных наук. Гуманитариям приходится значительно хуже. Историки, учителя украинского языка и географы репетиторством зарабатывают значительно меньше. Что касается учителей начальных классов, музыки или физкультуры, то им репетиторствовать приходится совсем редко. Злые языки нередко говорят о том, что учителя, мол, специально плохо преподают свои предметы и занижают оценки для того, чтобы вынудить родителей платить за частные уроки. Что ж, такие случаи действительно нередки. Бедность делает людей циничными. А учителя – люди.

Репетиторством дело не ограничивается. Многие учителя находят дополнительный заработок. Скажем, один мой знакомый учитель английского неплохо зарабатывал переводами технической литературы и инструкций. Другого часто приглашали на разного рода деловые переговоры в качестве переводчика. О себе я уже говорил – работая педагогом, одновременно работал журналистом. Вообще, учителя часто находят в себе скрытые таланты. Один физкультурник, как мне доподлинно известно, зарабатывал игрой на деньги на бильярде и в настольный теннис. Или вот еще пример – один учитель биологии (правда, не в школе, а в медучилище) в свободное от преподавания время точил дома прекрасные, ручной работы ножи – и кухонные, и охотничьи. А один старый математик в школе, в которой я учился, подрабатывал огородничеством – выращивал и продавал ягоды на маленьком участке у своего дома.

Знавал я учителей, занимающихся распространением косметики, продажей книг, написанием сценариев для разного рода частных детских утренников, торговлей мобильными телефонами, сборкой компьютеров и даже подрабатывающих ведущими свадеб, вечеринок и корпоративов. Самый экзотический из примеров, известных мне, имел место в биографии одной старой географички, выпекавшей на продажу торты, пироги, пирожные и прочие сладости. Но таланты-талантами, а подавляющему большинству в той или иной степени приходится принимать участие в теневой финансовой системе, созданной даже не при попустительстве, а по инициативе Министерства образования.

Ее величество система

Учитель просто вынужден жить по принципам, изрядно напоминающую феодальную систему кормления. Суть ее проста. Считается, что денег на содержание системы образования у государства нет. Или их очень мало. Поэтому директора учебного заведения назначают, предполагая, что даже при отсутствии финансирования он сумеет поддерживать школу в надлежащем виде. Организовывать косметический и капитальный ремонт, покупку и ремонт мебели, пособий, школьного инвентаря и тому подобного. Как? На совещаниях директорам говорят прямым текстом – привлекайте родителей. И они привлекают. Скажем, находят среди родителей богатых буратинок, которым намекают на то, что финальный аттестат их чада можно сделать намного лучше, если школа получит комплект мебели для парочки классов. Или денег на ремонт крыши (сантехники, полов, столовой, спортзала). Но находка и использование такого рода родителей сродни находке самородка старателем на золотых приисках. В обычное время приходится довольствоваться обычными мелкими крупинками золотого песка. Мелкими. Почти как пыль. Я имею в виду взносы родителей.

Итак. Директор собирает классных руководителей и учителей младших классов и объясняет им, сколько нужно собирать денег в общий фонд школы. Фонд нужен не только на ремонты и прочее материальное обеспечение школы. Они нужды на «подарки» и «стол» разного рода комиссиям. Из них формируется конвертик руководству районо, гороно и облоно. Из него покупаются этому руководству подарки ко всяким юбилеям. Дополнительно к этому классным руководителям сообщают, что ремонт закрепленного за ними класса, обновление мебели и прочего так же является их обязанностью. И деньги на это так же приходится собирать у родителей.

Предметникам, за которыми запрещены классы без классного руководства, и проще и сложнее. С одной стороны, они должны собирать деньги только на ремонт класса. С другой – они не имеют постоянной «кормовой базы» в виде собственной постоянной популяции детей и родителей. Сбор денег в этих условиях значительно осложняется. Частенько предметники выходят из положения, проводя платные факультативные занятия прямо в своем классе.

Эта система крайне выгодна в первую очередь чиновникам от Министерства образования. Можно не ломать себе мозги над тем, откуда взять деньги на обеспечение школ и, параллельно с этим, неплохо подкармливаться из собранных денег. А еще чиновники получают прекрасный инструмент управления директорами учебных заведений. Это самая бесправная часть педагогической братии. С одной стороны, с ними можно не церемониться благодаря тому, что с каждым из них заключают кратковременный – на год-два – контракт. Не угодил директор? Ремонт школы плохой провел, подарочные конвертики слишком тощие занес… Так не продлить с ним контракт и всех дел. С другой стороны, любого директора можно свободно сажать за финансовые злоупотребления, без каковых директор просто не может поддерживать школу или детский дом творчества или станцию юных техников в работоспособном состоянии.

Не удивительно, что мне не раз и не два доводилось слышать о том, как по вышеизложенным причинам приходилось унижаться директорам школ. А то и самому наблюдать разные «веселые картинки». Приезжает, скажем, с проверкой очередной му… дрый руководитель из гороно. Или облоно. И начинает самодурствовать. Каждый по-своему. Один требовал выстроить перед ним учителей по росту и начинал допрашивать их на предмет знания гимна Украины. Другой желал, чтобы ему отвечали непременно на украинском языке. Третий устраивал истерику тем педагогам, в классах которых не обнаруживал портрета Тараса Шевченко. Четвертому жутко нравились усаженные цветами пришкольные участки. Пятый, обнаружив на партах или стенах оставленные шаловливыми ученическими ручонками надписи, заставлял учителей при нем эти надписи стирать-закрашивать. Ну и так далее.

Разносы, позы, вопли, размахивания руками, и т.д., и т.п. И вот ходит такое мерзкое чиновничье создание перед учительским строем. Или витийствует в актовом зале. А у некоторых учителей помоложе начинают лица багроветь и кулаки сжиматься. Вот-вот рыло чиновничьему хаму начистят. Или биографию его при помощи элементов шлюпочного загиба в стиле Петра Первого изложат. А за спиной мелкого начальственного беса стоит директор школы и делает своему коллективу умоляющие глаза. Мол, потерпите, не подведите. И что вы думаете? Терпят. А жаль. Ух… с каким бы я удовольствием некоторым таким проверяющим с хрустом съездил по их зажратой тупой лицевой части головы. И слова их в глотку позабивал. Но, как писал Тимур Шаов, «Ударишь – посадят, убьешь – не поймут».

Чертополохи жизни

Но и на этом беды учителя не заканчиваются. Есть ведь еще и дети. Непредсказуемая категория, живущая по своим законам и понятиям, для которой истинные авторитеты зачастую отнюдь не учителя и не книги, а герои фильмов, виртуозы компьютерных игр и авторы матерных рэп-песенок. Да путь они будут хоть триста раз умничками и цветочками жизни. Но они - дети. Их реакции непредсказуемы и спонтанны. А на педагога возлагают (за его нищую зарплату) личную ответственность за жизнь и здоровье этих обормотов. Опишем классическую ситуацию. Некий Вася повздорил с неким Петей и прямо на уроке, в качестве аргумента в споре, воткнул Пете в руку острый карандаш. Что будет с Васей? Ему настучат подзатыльников, лишат дня на три телевизора-компьютера-футбола-карманных денег. А потом простят. Что будет с Петей? Петя, окруженный бегающими кругами и заносящими ему на поворотах яйцами родичами, будет изображать из себя раненного героя, вовсю пользуясь получаемыми за это жизненными удовольствиями (дети, как и щенки-котята, чудесно умеют корчить из себя бедненьких и несчастненьких с целью приобретения жизненных благ - скажем, новой игровой приставки или мобильного телефона). Через пятнадцать лет повзрослевшие Вася и Петя на встрече одноклассников будут весело ржать под водочку, вспоминая эту историю.

А теперь давайте посмотрим, что в этой ситуации будет с учителем, в этот момент присутствовавшим в классе. Он получит выговор с занесением в личное дело. Он лишится премии. С него, вполне возможно, снимут классное руководство (а это была добавочка к зарплате). А если у раненого дитятки в числе родичей имеется мамаша-истеричка или аналогичная бабуля – так педагога еще и в суд потянут. Спрашивается – на кой черт возлагать на педагога ответственность за детский травматизм? Даже за жизнь учеников? Убивать и калечить самостоятельно нормальный человек детей не станет. Хотя, поверьте, некоторые дитятки так и напрашиваются на получить пощечину или подзатыльник. Особенно из богатых семей.

А как, скажите мне, учитель может гарантировать то, что описанная выше ситуация не произойдет? Что на перемене один ученик не сломает ногу другому, сделав подножку? Что мальчишки в драке на понаставят себе синяков и не поразбивают носы? Да все учились в школе, все знают, что дети ежедневно дерутся, хулиганят и устраивают пиротехнические опыты. «Детишки» постарше пробуют курево, алкоголь и наркоту. И за все за это должен отвечать учитель. Многие уходят, не выдержав этой жизни под дамокловым мечем. Многие смиряются и относятся к возможности сесть из-за детской дурости с пофигистическим фатализмом. Мол, что будет, то будет. Государству нужно найти крайнего и оно нашло крайнего в лице учителя. Детская преступность, алкоголизм, наркомания, травматизм и смертность – во всем виноват учитель.

Очень удобная позиция. Только не надо говорить о разъяснительной работе, которую, якобы, должен проводить педагог. Поверьте, педагоги разъяснительную работу проводят. Но дети, как и во все времена, на лекции о безопасности жизнедеятельности клали с прибором такого размера, который большинству мужчин только снится. И все это прекрасно знают. Я могу целую книгу написать, сплошь состоящую из реальных случаев идиотского детского травматизма и не менее идиотских случаев детской смертности. И в качестве приложения к этому труду солидный список учителей, чья жизнь из-за этих случаев пошла под откос.

На учителей вообще любят перекладывать государственную беспомощность. Количество дополнительных обязанностей учителя по разного рода указам и вказивкам (письменным и устным) описанию не поддается. И беседы по патриотическому воспитанию они должны проводить, и на субботники с детьми (а то и без детей) в свои выходные дни и нерабочие часы выходить, и инструкции по пожарной безопасности (поведению на дорогах, вреде табака, алкоголя и наркотиков, правилам сексуального поведения) проводить, и проводить беседы с родителями (в индивидуальном порядке, помимо родительских собраний), и вести журналы наблюдений за детьми из неблагополучных и неполных семей, регулярно эти семьи посещая в домашней обстановке, и агитировать детей за поступления в пришкольные лагеря (в которых самим же приходится работать воспитателями), и распространять среди детей всякие брошюры-листовочки Министерства образования, и агитировать родителей за «правильные» политические партии, и выводить детей на встречи всяких политиков-чиновников (с цветочками, в белых рубашечках и бантиках) и прочая, прочая, прочая.

Ну как вам, нравится нищая, отягощенная неведомой даже армейским офицерам ответственностью, бесправная, набитая ворохом дополнительных обязанностей жизнь учителя? Вы спросите, кто же в таком случае работают учителями? Отвечу. Меньшая часть – фанаты своего дела, жизни без педагогики не представляющие. Они научились выживать в убогой системе отечественного образования и даже хорошо делать свое дело. Остальные делятся на две категории – неудачники, нигде больше не сумевшие пристроится, и откровенные стяжатели, плюющие на свой учительский долг и придумывающие все новые и новые схемы выкачивания денег из родителей. И оправдание у них одно – мизерная сумма в ведомости о зарплате. Серьезное, согласитесь, оправдание.

Повторюсь – победить эту систему можно только сделав образование платным. И за счет собираемых денег выплачивать учителям достойную зарплату. Пусть учиться смогут не все, зато удастся повысить квалификацию учителей и престиж учительской профессии. Кто-то скажет, что это несправедливо. Согласен. А назначать людям сверху зарплату в режиме рыночной экономики – справедливо? Раз цена на колбасу с картошкой диктуется рынком, пусть им же диктуется цена на услуги школьного учителя. Конечно, деньги на нормальные зарплаты учителям в государстве есть. Но для этого придется отобрать кучу привилегий, дополнительных выплат и прочих затрат на бюрократов с депутатами. А это невозможно, поскольку решение о распределении средств принимают они. Ни один чинуша от затрат на себя любимого не откажется. Тем более в пользу каких-то там врачей с учителями. Так что остается только один вариант – платное образование, начиная с первого класса.

И напоследок. В этом году в двадцатый раз «слуги народные», которые «по-прежнему лучше хозяев живут», по случаю Дня учителя поздравляли педагогов, цинично говоря правильные слова и при этом зная, что зарплата с содержанием одного народного депутата Украины обходится дороже содержания одной средней школы. Даже с учетом зарплаты педколлективов. Ох, господа, слышали бы вы, как ваши поздравления комментируют сами учителя. Начиная с подвываний балабола Кравчука и далее по списку…

Вам даже в страшном сне не приснятся ужасы, которые произошли бы с вами и вашими близкими, если бы сбылись все учительские проклятия в ваш адрес. Вы даже не представляете, как вас, господа, ненавидят и презирают педагоги. Особенно талантливое и преданное своему делу меньшинство. Вам, может быть, кажется, что в этом нет ничего страшного. А зря. Ведь эти люди воспитывают новое поколение. Передавая им изрядную толику своего презрения и ненависти к вам. Ох, ребятушки, накопится критическая масса… Право слово, настоятельно рекомендую вам почитать книгу, название которой я использовал в качестве заголовка статьи. А сразу после нее - роман «93-й год» Виктора Гюго. Пользительно будет. Может и просветление в уму наступит…

Дата: 27-01-2014, 19:55
Категория: Статьи
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Капча: