» » Оно нам было надо - 3: Бесплатные бесзарплатные

Оно нам было надо - 3: Бесплатные бесзарплатные

14 июля 2015, 20:10
Оно нам было надо - 3: Бесплатные бесзарплатные
Начиная с первых серьезных работ теоретиков равных возможностей и социальной экономики, одним из главных признаков «справедливого государства» считалась доступность образования и медицинского обслуживания. Соответственно, коварные советские руководители, всячески старавшиеся задурить голову обманутым рабочим и крестьянам (а так же прослойке интеллигентов), всеми силами старались создать видимость бесплатности и доступности упомянутых образования и медицины в первом в мире социалистическом государстве. Разумеется, все это был ложь и обман. На самом деле и образование и медицина никуда не годились, а все достижения советской медицины и науки были украдены коварными кгбэшниками, грушниками и прочими тайными агентами тоталитаризма.

Ведь очевидно, что в советском тоталитаризме хорошо учить и лечить не могли. Разве же можно хорошо учить и лечить граждан, если они не платят за это денег? Мириться с таким положением вещей национал-демократы, национал-либералы и прочие национал-чего-то там, учинившие великую отечественную самостийность, не могли и приступили к подлинно демократическим реформам образования и медицины, каковые продолжаются по сей день. Собственно, весь смысл упомянутых реформ как раз и заключается в их непрерывности, бесконечности и отсутствии конечной цели.

Кто за что платил?

Если серьезно – никаких бесплатных образования и медицины в СССР не было. Бесплатными они стали сейчас. А тогда работникам медицины и образования платили зарплату. И обеспечивали их работу всем необходимым – от, собственно, строительства школ, больниц и поликлиник с институтами, до печати и выдачи бланков, учебников и даже канцтоваров. А платили за все за это советские граждане. Только для того, чтобы граждане не экономили на медицине и образовании, часть их доходов автоматически переводилась в госбюджет, откуда перераспределялась в отрасли и области, признанные государством совершенно необходимыми. В частности в медицину и образование.

Которые, к слову, были не только бесплатными и, преимущественно, общедоступными, но и обязательными. Граждан не очень-то спрашивали, желают ли они, чтобы их дети получали обязательное среднее образование. Закон требовал, чтобы все дети его получали. Если родители препятствовали этому процессу, к ним приходил наместник тоталитаризма на местах – участковый милиционер и проводил воспитательную беседу. Если она не помогала – могли и родительских прав решить. Аналогично дело обстояло и с медициной. Регулярные медицинские обследования, лечение от выявленных опасных заболеваний и прививки были обязательны для всех. Говорю же – тоталитаризм. Нравится или не нравится – будь добр обследоваться. И если оказалось, что болен, скажем, туберкулезом, будь добр - лечись. В обязательном порядке.

Можно спорить с тем, насколько это было правильно или нет. Многим, конечно, это не нравилось. Многие предпочли бы, чтобы их долю в затратах на обязательные медицину и образование выдали деньгами. Но их мнение в расчет не бралось. Говорю же – тоталитаризм. Никакой, понимаешь, демократии. И страдали бедные детишки, мучаясь в бесплатных школах над тоталитарными бесплатными учебниками. И рыдали при виде приближающимся к ним живым воплощением ночного кошмара – медсестры со шприцем в руке, желающей сделать прививку от кори. Не той, понятное дело, индийской вакцины, которую при демократии бесплатно дала ВОЗ, потому как в Европе ее не сертифицировали, а той, которую произвели на медицинских фабриках бездушного фармацевтического комплекса «Красного дракона», за деньги не знающих реальной стоимости своего труда порабощенных коммунистами свободолюбивых народов СССР.

Недостатки в пробирной палатке

Разумеется, недостатки у обеих систем – медицинской и образовательной – были. Как и у любой глобальной общегосударственной системы. Допускались ошибки и перекосы, массово оказывались в системах лишние люди, попавшие в учителя или врачи по недоразумению, имел место и формализм (хорошо известный на примере тех же школьных олимпиад) и бюрократизм, и многое другое. Но, повторюсь, построить глобальную систему без такого рода недостатков в принципе невозможно. Главное было другое.

При всех недостатках собственно лечебной медицины, Советский Союз добился впечатляющих успехов в медицине профилактической. Массовые эпидемии опасных заболеваний, высокая смертность от антисанитарии или пищевых отравлений были ликвидированы. На крайне редки вспышки опасных заболеваний государство реагировало молниеносно – введением карантина и проведением всех необходимых медицинских мероприятий вплоть до привлечения армейских медиков и специалистов из ведущих медицинских научных институтов.

Что касается системы образования – она действительно ликвидировала неграмотность и обеспечила массовое обеспечение государства специалистами – учеными, инженерами, бухгалтерами, учителями, врачами, квалифицированными рабочими со средним специальным образованием и многими другими. В СССР вообще было сложно найти человека, который, помимо школьного образования, не получил бы еще и образование специальное.

По-настоящему бесплатно

С наступлением независимости отношение к медицине и образованию в Украине было сразу же пересмотрено. Кто-то наверху решил, что коль скоро они называются бесплатными, значит таковыми и должны быть. А посему денег давать ни медикам, ни педагогам не надо вообще. Никаких. Раз бесплатно, значит бесплатно. Пусть сами разбираются, как хотят. Сказано – сделано. Для начала платить перестали зарплату. То есть, на бумаге-то, ее все двадцать лет платят. А на деле – нет. Сначала ее просто не платили. Задерживали на три, шесть, а то и восемь месяцев, а потом в приказном порядке списывали в качестве помощи очередным пострадавшим от чего-нибудь. А выдавали за один месяц. То, что было выдано, окончательно съедалось инфляцией и было эквивалентно покупке десятка-двух буханок хлеба, которыми врачу или педагогу, по всей видимости, и полагалось жить. Роскошество ремонта школ и больниц за госсчет так же было отправлено в исторические анналы.

Все двадцать лет с большинством ремонтов вынуждены разбираться сами директора школ или главврачи больниц. Деньги с родителей учеников или пациентов собирать, спонсоров искать, помещения в аренду сдавать и так далее. А чтобы педколлективы не выпендривались вместе с медколлективами, директоров и главврачей посадили на годовые контракты. Начнут возмущаться трудовые коллективы - зарплату требовать, условий труда и прочих пережитков соцтоталитаризма – расплачиваться будет директор школы или главврач. С ними просто не перезаключат контракт и отправят на кислород. Следовательно, хорошие директора школ и главврачи больниц вынуждены были держать коллективы в узде, параллельно с этим давая им возможности заработка – платные уроки, взятки за экзамены и «благодарность» за лечение. Зарабатывай, делись и радуйся. Но при этом знай – время от времени будет являться КРУ, прокуратура и милиционеры по заявлениям не понявших новых реалий граждан и тогда кто-то пойдет по этапу.

Этакое жертвоприношение языческому божеству борьбы с массовой коррупцией. Система эта прижилась и существовала при всех отечественных властях прошедшей двадцатилетки. Зарплату молодым врачам и учителям по-прежнему не платят. Им кидают подачку в размере где 1000, где 1200 (а если сильно повезло, то 1400 грн), что при таких профессиях зарплатой, согласитесь, считаться не может. Главврачам и директорам школ платят примерно вдвое больше. С учетом выплат за стаж и звания может набежать сумасшедшая сумма аж в три тысячи гривен. То-то радости человеку, лет сорок отдавшему медицине или воспитанию подрастающего поколения.

Стоит ли при таких зарплатах удивляться коррупции, низкому качеству образования, массовым эпидемиям туберкулеза, гепатита и СПИДа, а так же резко понизившейся возрастной планке смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Ах да, чуть не забыл. Чтобы гражданам совсем жизнь медом не казалась, всякая там недемократичная ерунда вроде бесплатных учебников или лекарств отправилась в ту же абсолютно черную дыру, в которую попали и все прочие достижения тоталитарной медицины и деспотичного образования.

Хотите хороший учебник? Идите в магазин. Или пусть ваш ребенок пользуется бесплатным, по которому ни один учитель не преподает. Хотите устроить ребенка в школу, в которой не падает на голову потолок? Платите за ремонт потолка. Хотите устроить ребенка в хороший ВУЗ? Вперед – за кредитом. И еще столько же готовьте на пособия. И еще столько же – на взятки. Пардон – «благодарности». А можно не заморачиваться и сразу отправить наследника набираться жизненного опыта на базарный лоток. Или в уличную «бригаду». Хотите лечиться чем-то кроме зеленки и анальгина – готовьтесь закладывать квартиру. Можно мебель на барахолке продать или автомобиль на «яме». Это если заболеете серьезно. А если несерьезно – так можно и вовсе не лечиться. Подумаешь – само отсохнет и отвалится.

Хорошо стало учиться и лечиться. Демократично. Независимо. Без всех этих навязанных прививок и обязательных хождений в школу. Всех устраивает. Никто не бунтует и баррикады не строит. Видимо, именно это нам таки было надо.

Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий