» » Любовь, технологии и виртуальная реальность: в Одесской опере поставили «Орфея и Эвридику» на современный лад

Любовь, технологии и виртуальная реальность: в Одесской опере поставили «Орфея и Эвридику» на современный лад

10 июня 2018, 15:26
Перезагружать классику стало модно. Не остался в стороне от этого течения и Одесский Национальный академический театр оперы и балета. 10 и 17 июня здесь состоится премьера оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика» в осовремененной постановке.

«Думская» побывала на прогоне спектакля, и осталась довольна. То есть как довольна – Орфея, конечно, жалко, а Эвридика фурия еще та. Грустная философская история, за которой зрителям будет очень интересно следить, а затем и спорить. С музыкальной стороны все безупречно и величественно, тут никакого осовременивания нет, да и в режиссуре пошли за музыкой, за композитором, не споря с первоисточником, просто придавая ему еще более фантастическое прочтение.



«Это вечная история – история любви и смерти, — говорит режиссер-постановщик Павел Кошка, для которого это дебютная постановка на сцене ОНАТОБ. — За два года подготовки было много идей, вариантов, пока мы не пришли к нынешнему. На него меня вдохновили проблемы сегодняшнего человека, развитие технологий. Орфей хочет вернуть свою любовь. В мифе ему в этом помогают боги. В наше время боги нам не смогут помочь в этом деле. Но есть масса технологий, которые стремятся заменить нам бога – в хорошем смысле слова. Основная концептуальная вещь в спектакле – очки виртуальной реальности, с помощью которых Орфей спускается в виртуальный ад, где он находит свою умершую жену – Эвридику».

Как только эти очки надевает исполняющий партию Орфея баритон Богдан Панченко, на сцене появляется его балетный двойник, названный Душой Орфея (артист балета ОНАТОБ Сергей Ткачук). Собственно, танцор и проходит адский квест, это его чуть не затопчут злобные фурии, но певец (а Орфей и был величайшим смертным певцом в античном пантеоне) своим нежным голосом растрогает их, добро пожаловать… в ад?

Нет, конечно, ведь душа безгрешной Эвридики находится в Элизиуме, напоминающем прогулочный дворик закрытой больницы – бывшие люди бродят взад и вперед, монотонно славя Зевса, но где истинное счастье, тут или на полной опасностей грешной земле, еще большой вопрос. Орфей старается узнать свою Эвридику, и тут уже сам певец в очках виртуальной реальности ходит среди теней в белом, нащупывает руку любимой и ведет в царство живых по наклонным плунжерам. Киевский художник-постановщик Петр Богомазов создал лаконичную сценографию, используя плунжеры (механизированная поднимающаяся часть плана сцены), которые в Одесской опере есть еще с 1920-х годов.

С классической хореографией сегодня в ОНАТОБ дело обстоит, можно сказать, отлично. Современные балеты и концертные номера не всегда смотрятся органично, так что работа с киевским хореографом Алексеем Скляренко, работавшим с Романом Виктюком, Аллой Сигаловой, Гедиминасом Тарандой, для нашей балетной труппы более чем полезна. Так сложилось, что до сих пор Алексей работал на стыке балета и драматического театра. Приглашение в Одесскую оперу он воспринял с радостью, испытывал счастье уже от того, что жил в нашем городе и ходил на работу в наш театр.

«Ребята, с которыми я тут работал – замечательные, трудолюбивые, — отметил Алексей. – Самой главной в нашей работе была музыка, которая сложна и шедевральна, она накладывала на нас большую ответственность и внушала большие опасения. Мне близка эта идея режиссера с проникновением во внутренний мир, истинный ад царит в нас самих, настоящие фурии гнездятся в душах людей. Я считаю Орфея и Эвридику не конкретными людьми, но некими силами, показывающими, что воскреснуть можно только через любовь».

Эвридику спела молодая солистка, сопрано Алина Другак, это ее вторая крупная партия в нашей опере. Вестник-Амур, с чьей подачи Орфей вызволяет с того света умершую жену – сопрано Алина Ворох. Режиссер Павел Кошка поделился своей идеей с дирижером Игорем Чернецким, дирекция театра дала «добро», привлекли киевлян – и перезагрузили старого доброго «Орфея». Можно же допустить, что в будущем наш прах после кончины будут помещать не в банальные урны, а в светящиеся шарики, ну хоть светлее станет в этом мире, и для сцены оказалось очень эффектным решением.

Вот в финале и засияют над сценой два шарика, а публике предстоит самой решить, что же произошло с влюбленными после всех испытаний, кто из них прошел адский квест, а кто не сумел, где истинное счастье – в бесполом больничном благополучном раю или в объятиях любимого человека.

Когда гастрольные маршруты нашего талантливого одессита, контратенора Юрия Миненко, совпадут с графиком театра, будем иметь удовольствие услышать и увидеть его в одесской постановке. С этой целью хорошо бы поставить еще несколько шедевров музыки барокко, на которой Юрий специализируется – театр уже доказал, что может это делать достойно и очень интересно.

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева



Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий