» » В сердце Киры Муратовой всегда находилось место для «второстепенных людей»

В сердце Киры Муратовой всегда находилось место для «второстепенных людей»

7 июня 2018, 15:45
Не до конца оцененный и понятый режиссер, женщина непростой, нелегкой и необычной судьбы, Кира Георгиевна Муратова могла быть резкой, но только не с актерами, снимавшимися в ее фильмах. От них она как-то умела добиться всего добрым словом и предупредительностью, это при том, что часто снимала непрофессионалов и даже откровенных маргиналов, «второстепенных людей» (есть у нее и фильм с таким названием). И в то же время ее талисманом стала Наталья Бузько из «Масок», а еще она открыла блестящую Ренату Литвинову, их уж никак «второстепенными» не назовешь.

Она была не из тех творцов, которыми их герои вертят, как хотят. Высокая степень внутренней свободы позволила ей ввести в «Астеническом синдроме» вторую главную героиню (ее как раз играла Наталья Бузько). Поднимала вопросы, которые многим хотелось бы замолчать. Показывала, как неприглядна бывает человеческая жизнь, и каждый выбирает для себя – чувствительный милиционер спасает брошенного на капустных грядках малыша, а красотка-медсестра чулком душит беременную женщину. И не судила своих героев, ибо есть высший судия, на чью роль кинорежиссеру, даже с мировым именем, претендовать негоже. Чувствовалось, что в ее сердце есть место для каждого, хоть и была мизантропом, это же тоже сильное чувство, равнодушие для художника куда губительнее. Она знала, что такое страдание, отнюдь не понаслышке, и себя ни судить, ни жалеть не позволяла.



Ей было в последние годы уже тяжело снимать кино, выдерживать смены по восемнадцать часов, она сумела отказаться от дела своей жизни. Нам остается пересматривать «Долгие проводы» и «Короткие встречи», «Два в одном» и «Мелодию для шарманки», и вот это мегастранное «Вечное возвращение», где знаменитый «муратовский повтор» доведен до абсолюта и абсурда: одни и те же реплики повторяются разными артистами.

Не в репликах дело и даже не в мизансценах, Кира Муратова умела высказываться именно так, как полагается в кино – смотришь и все видишь.

У большинства украинских режиссеров наоборот – куча текста, а в кадре полное ему несоответствие. Другого такого режиссера не будет, и не появилось за годы ее вынужденного молчания, обусловленного угасанием сил.

Помнить – будем.

Редакция «Думской»

Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий