» » Десяточка одесских театров-студий: веселые зверушки, античные герои и украинская секс-бомба

Десяточка одесских театров-студий: веселые зверушки, античные герои и украинская секс-бомба

18 января 2018, 11:13
Официальные театры, конечно, прекрасны и интересны, но творческие личности не всегда могут вписаться в их рамки. И тогда их подхватывает студийное движение, дающее необходимую свободу поисков, возникают неординарные спектакли, о которых потом помнят, бывало, десятилетиями.

Сегодня героями рейтинга «Думской» стали очаги театрального искусства, у которых приятно согревать душу как бывалым театралам, так и начинающим. А наши любимые и уважаемые читатели могут в комментариях указать, какой коллектив мы не отметили.






Итак, номер первый в нашей условной десяточке - «Театр на Чайной» - без преувеличения, самый популярный сегодня из одесских театральных коллективов, состоит из профессионалов. И на бывшей чаеразвесочной фабрике, и на новом месте, во Дворце студентов, здесь ведут студийную работу.

Однажды директор театра Александр Онищенко набрал студию, полтора года ребят учили, выпустили учебный спектакль по Роджеру Желязны, некоторые остались «чайниками» навсегда. Потом эта практика была прервана. И вот нынешним летом уже новые студийцы начали показы «Звериных историй» по пьесе Дона Нигро – обычно это происходит по воскресеньям.

Следите за афишами и запоминайте имена Милены Компаниец, Артема Литовченко, Анны Милешиной, Дарьи Томулеску, Никиты Шумского и других талантливейших ребят, способных сыграть любое живое существо, будь то летучая мышь или корова (хотя все в отличной физической форме).




Театр Натальи Прокопенко, несмотря на солидную историю, скитается по разным помещениям, и, кажется, обрел желанную пристань в театральном пространстве ТЕО на Военном спуске, 18. Вторая ступенька пьедестала! Наталья Прокопенко в этой студии является директором, художественным руководителем, режиссером, а порой и драматургом.

Театр был создан 22 марта 2005 года, заявив о себе на сцене одесской русской драмы комедией Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Потом была комедия «Вот это – жизнь» по пьесе Эрдмана «Самоубийца», концептуальная драма «Роза», комедия «Швейк! Похождения бравого солдата», по культовому роману Гашека и другие впечатляющие работы. Но современная драматургия, имеющая все шансы стать классикой, тоже берется в работу.

У театралов есть все шансы прикоснуться к новому стилю студии, посетив в ТЕО 27 января моноспектакль Надежды Марченко «Подлинная история фрекен Хильдур Бок» по пьесе Олега Михайлова. Запаситесь носовыми платками – очень трогательно.




Третье место занимает молодежный театр-студия «Призвание», созданный в 2007 году на базе Дворца студентов и возрожденный в 2010-м уже на базе ТЮЗа.

«Мы категорически отказались от понятия «кружок»» и постарались создать абсолютно новую учебную программу, — рассказывает руководитель студии и директор ТЮЗа Оксана Бурлай. — Нашей главной задачей стало обучение воспитанников основам театральной деятельности, формирование навыков актерского мастерства, развитие не только их творческих способностей, но и коммуникативных, организаторских; адаптация студийца в современном обществе, а главное — реализация! Реализация в самом широком диапазоне.

Наша программа объединила в себе различные аспекты театрально — творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в повседневной жизни. Помимо актерского мастерства, были введены новые дисциплины: хореография, сценическая речь, сценическое движение, ритмика, история театра. С 2010 по 2018 год актеры студии участвовали и участвуют в спектаклях ТЮЗа «Золотой ключик», «Самый лучший Карлсон», «Дядюшкин сон», «Снежная королева», «Синьор из высшего общества», «Волшебная лампа Аладдина», «Госпожа Метелица».

В 2012 году у Театра юного зрителя и театра-студии «Призвание» осуществился совместный проект «Ночь в театре» (первый в Украине). Наш самостоятельный репертуар — спектакли «В ритме буги» («Стиляги»), военная баллада «Не покидай меня», социальный перформанс «ОНИ», «В начале был Хаос… » (пластический спектакль по мотивам греческой мифологии), «Дело №» (сатирические рассказы Михаила Зощенко», «Весна, весна на улице» Агнии Барто».

«Призвание» удостоено Гран-при международного фестиваля «Горное созвездие» в Словакии за спектакль «Дело №», высшей награды JOY FEST за лучший актерский ансамбль спектакль «Дело №». А мюзикл «В ритме буги» лучшей одесской премьерой 2016 года – работу молодых студийцев рассматривали наряду с профессиональными государственными и частными театрами. Два выпускника уже работают в ТЮЗе, это Ирина Шинкоренко и Александр Ильвахин, поступили в театральные вузы Киева и Харькова уже 16 человек.




«Тур де форс» (в вольном переводе с французского – толчок, выходка, побуждение к развитию) каждой своей работой потрясает публику. Чеховский «Медведь», «Оркестр» Ануя, старинные водевили, сюжеты Достоевского и драмы Анны Яблонской – все ставится и играется «на разрыв аорты». Четвертое место – напоминаем, условно!



«Мы отсняли свое кино, три серии, рабочее название – «Любовь на фоне неба», — рассказывает руководитель театра Наталья Князева. – О премьере сообщим дополнительно, как об открытии нового зала, все состоится ближе к весне».




Получивший в нашем рейтинге пятое место Театр Перуцкого, что на Канатной, 71, представляет собой и учебную студию, и любимое место городских бардов и поэтов. А все дело в личности хозяина помещения, Александра Перуцкого, знатока системы Станиславского и одаренного исполнителя (посетите его моноспектакль «Аз есмь тварь» — убедитесь сами).



Существование такой студии соответствует доброй старой одесской «системе домов», где может и выставка развернуться, и концерты со спектаклями случиться. А о капустниках что и говорить




Шестое место! Существующий с 1987 года в Одессе театр иностранной пьесы «Встреча» сменил много локаций. С утратой Дома культуры медработников (увы, у здания сменился собственник) комедианты испытали определенные трудности. Игровая стихия, профессиональная выучка студийцев и драматургия высшей пробы – так работает «Встреча».





«Несмотря на то, что коллектив, по факту уже второй год находится на улице вместе с декорациями, реквизитом и костюмами, театр продолжает жить, творить, любить, — рассказывает директор «Встречи» Наталья Тютюнник. — Выпустили премьерный спектакль 2017 года «Давайте займемся…», авторы пьесы и режиссеры-постановщики спектакля — актер театра музкомедии Тимофей Криницкий и Гала Реут.



Премьеру спектакля сыграли на сцене Киевского академического Молодого театра в рамках фестиваля, где получили три диплома: за актерский ансамбль, за музыкальное решение спектакля и за пластическое решение спектакля. В Одессе театр дал несколько премьерных показов в помещении Дома клоунов и актового зала Одесского национального университета имени Мечникова. Восстановили детские сказки «И опять Кощей» (диплом «Театральных премьер -2016»), «Звери не звери», играют в школах города.



Работаем над восстановлением еще двух вечерних спектаклей. Начались репетиции и подготовка к спектаклю, посвященному 30-летнему юбилею театра. За этот год коллектив театра пополнился студентами Одесского театрально-художественного училища, с которыми у нас сложились дружеские и рабочие отношения.

Планы: не сдаваться, бороться за свой постоянный «дом», который у нас отняли. Развиваться, учиться, творить и радовать нашего зрителя новыми премьерами!»






Седьмой, счастливый номер получает Театр Двадцать Один, которым руководит режиссер Алексей Жила-Базель. В 2012 году коллектив театра создал два спектакля в жанре абсурда – «Чайка» (Антон Чехов) и «Норд-Ост» (Торстен Бухштайнер). Затем были «Носороги» Ионеско, «Гедда Габлер» Ибсена, «Антигона» Ануя, «Сильвия» Герни и другие яркие, хотя и учебные работы. А сейчас коллектив обратился к увлекательному познаванию постдраматического театра. Как ни прекрасна драматургия, она не способна удовлетворить все потребности, вдохновение можно почерпнуть из самой жизни. Театр двадцать первого века должен идти в ногу со временем…



«Мы не прячемся от жизни за пыльным занавесом устаревших понятий и штампов, — говорит Алексей. – Весь прошедший год мы с ребятами потратили на постижение перформативных практик, учились работать в русле постдрамы, исследовать личный опыт и выводить его в сценическое пространство. Продолжаю воспитание студийцев, моя задача – сделать из них профессионалов, уверенных в своих силах, действующих артистов. Старшая группа мне в этом помогает, они все стали моими спутниками, и весной предъявим результаты, проведем показы в новом ракурсе. Есть и участие в израильско-германском проекте «Театр очевидцев», основанном на воспоминаниях реальных людей, это будет смесь документального материала с художественным».




Под восьмым номером — Театральный лицей под руководством великого и ужасного Анатолия Падуки, между прочим, воспитавшего и Александра Онищенко, основателя «Театра на Чайной». В маленьком зальчике на Спиридоновской, 10 происходят чудеса, и одно из них – последняя постановка на украинском языке, лишенный ханжества и отмеченный хорошим вкусом спектакль по Ивану Франко «Сойчине крило». Советуем посмотреть!



Юная Татьяна Пятковская в роли опередившей свое время барышни Манюси, чей бурный темперамент бросил ее в объятия проходимцев и каторжников (но она будет прощена своим интеллигентным женихом) – это что-то, украинская секс-бомба с бешеными блестящими глазами, сочными губами и непредсказуемым характером (все по Станиславскому, можно верить с первой до последней минуты!).






На девятой ступеньке пьедестала обосновался детский театр-студия «Звездный час». Руководитель Сергей Аксенов на базе украинского театра готовит с ребятами мюзиклы, как на классическому материале. Так и на современном, исследуя взаимоотношения отцов и детей. И вот свежий пример — юмористическая фантазия на античные темы «Геркулес». Слоган постановки звучит так: «Будь героем – вспомни детство!»




И завершает нашу десяточку женщина-театр, прелестная и обворожительная Карина Шрагина-Кац. Ее «Театр К» — сам себе студия. В студийном формате Карина делала первые шаги в профессии под руководством режиссера Михаила Каца, ставшего ее супругом. Сейчас она – завлит Театра кукол и актриса в своей маленькой студии. Где приглашенные режиссеры помогают ей блеснуть всеми гранями ее таланта.

«Если среди самых разных образцов сценического искусства, представленных повседневной афишей, вам придет в голову выбрать наши спектакли, вам доведется столкнуться с экзистенциальным театром, с театром абсурда, с театром камерной психологической драмы, — говорит Карина. — Мы сосредоточены на процессе самопознания. И если вам все-таки захочется порыться в собственных переживаниях (догадках, озарениях, страхах, восторгах, эмоциях, заблуждениях), давайте попробуем сделать это вместе с нами. И кажущаяся бессмыслица обернется вдруг ясной мыслью. Безнадежность родит надежду. И там, где еще вчера, вы видели лишь глухую стену, приоткроется дверь, за которой… Впрочем, придумайте, что там, за дверью, сами…».

Репертуар «Театра К» — «Монолог для тихого голоса» (гротескный психоанализ), «Поезд для Аглаи» (печальная достоевщина) и «Мимс» (драма семьи, где сын оказался гомосексуалистом), а в ближайших планах — создание спектакля по стихам Федерико Гарсия Лорки «Memento Mori». В новой постановке, кроме актрисы, участвуют Дмитрий Печкин (гитара), Айя Перфильева (танец).

Ждем от наших благосклонных комментаторов уточнений – наверняка у них есть свои предпочтения среди участников одесского студийного движения!



Автор — Ирэн Адлер,

фото из открытых источников и личных архивов

Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий