» » На борту американского эсминца: синий нос, «вьетнамское» кафе и электронный мозг

На борту американского эсминца: синий нос, «вьетнамское» кафе и электронный мозг

1 декабря 2017, 16:50
На днях в одесский порт зашел один из самых современных американских эсминцев USS James E. Williams (DDG-95). Корреспонденту «Думской» удалось побывать на борту этого боевого корабля.

«Джеймс Уильямс» — сорок пятый корабль в серии эсминцев типа «Арли Берк». Он был заложен 15 июля 2002 года и строился по самому современному из всех проектов. Всего через год, 25 июня 2003-го, корабль был спущен на воду. Кстати, шампанское о его борт разбила вдова того самого легендарного петти-офицера I класса Джеймса Эллиота Уильямса (1930-1999 гг), в честь которого назвали эсминец.




Несмотря на внушительные габариты корабля, внутри довольно тесно
Этот уроженец индейских прерий известен как самый титулованный военнослужащий в истории американского флота. Индеец по национальности, он участвовал в двух войнах — Корейской и Вьетнамской. Широко известен боевой эпизод из биографии Джеймса, когда он, командуя небольшим речным катером на реке Меконг, сумел вместе со своими людьми отбить серьезную атаку коммунистических партизан, после чего вызвал вертолеты, которые уничтожили крупное соединение Вьетконга. По словам американцев, в том бою они уничтожили около 1000 сторонников Хо Ши Мина. За этот бой Джеймса наградили высшей военной наградой США - Медалью Почета. Также у него были Военно-морской крест, две Серебряных звезды, орден «Легион почета», три Бронзовые звезды, три Пурпурных сердца, медаль ВМС и Корпуса морской пехоты и несколько других наград.

Эсминец ввели в боевой состав американского флота всего через полтора года – в декабре 2004-го. В мае 2006 года он впервые отправился к берегам Сомали, где принял участие в операции против пиратов, кстати, вместе с крейсером «Хью Сити», который в июле этого года заходил в Одессу для участия в «СиБриз-2017». В следующем походе «Джеймс Уильямс» несколько раз вступал в непосредственный контакт с лодками пиратов. Вертолеты взлетали и обнаруживали морских разбойников, после чего с ними расправлялся американский спецназ.

На баке эсминца — в крайней носовой части палубы, возле флагштока, — расположено швартовочное устройство, выкрашенное в необычный синий цвет. На военном корабле у всего есть свой смысл, и любое отклонение от утвержденной цветовой гаммы является нарушением. Обычно тут царит серо-черно-белая монотонность с вкраплением красных аварийных надписей, пожарных шлангов и вентилей. Так называемый «синий нос» — это чисто американская традиция, говорящая о том, что корабль или судно побывало в арктических водах. DDG95 тоже принимал участие в учениях за полярным кругом, и по аналогии с человеческим носом, который синеет на морозе, в такой же цвет выкрашен нос эсминца. Странно, у нас, в отличие от американцев, нос на морозе краснеет.

Несмотря на внушительные размеры корабля (155 метров в длину, это как полтора «Арк Паласа»!) внутренние помещения тесноваты. Даже в длинных светлых коридорах бывает довольно трудно разминуться с идущим навстречу человеком: кому-то надо плотно прижаться к стенке. Всюду торчат шкафчики, ручки, переключатели и лампы, по бокам и сверху нависают километры разнообразных трубопроводов и кабелей. В большинстве помещений и даже в коридорах снимать запрещено. Внутренние трапы (лестницы) круто уходят вниз, и надо быть очень осторожным, чтобы не промахнуться мимо ступеней и не сломать себе шею.

На любой свободной площадке можно увидеть спортивные тренажеры — велоэргометры и беговые дорожки. Спорт и активный отдых у американцев — на первом месте. Моряки говорят, что тяжелой «физикой» можно снять напряжение после нескольких часов, проведенных на боевом посту за экраном радара или компьютера.

Неукоснительно соблюдается правило закрытых дверей. При передвижении внутри корабля мы постоянно открывали и снова закрывали тяжелые бронированные двери. Их тут сотни, но никто не ропщет: безопасность прежде всего, а наглухо задраенные переборки – залог живучести корабля.

На эсминце многое напоминает о том, в честь кого он назван. Столовая экипажа называется Mekong cafe. На большой переборке (стене) позади столиков красуется картина, изображающая тот самый бой с вьетнамскими коммунистами. Вряд ли зелено-желто-коричневые тона этого произведения искусства способствуют пищеварению, но, как говорится, это дело вкуса. В кафе чисто, тихо и уютно. Многие приходят сюда посидеть и отдохнуть даже между приемами пищи, тем более, что на большом экране всегда транслируется какой-нибудь фильм или спортивные состязания.

Офицерская кают-компания похожа, скорее, на музейный зал. Со стены на офицеров смотрит подарок знаменитой американской авиастроительной компании Lockheed Martin — коллаж, составленный из портрета Джеймса Уильямса, изображений речного катера, эсминца и Медали Почета. Насколько я понял, офицеры могут зайти сюда в любое время, чтобы выпить чаю-кофе и перекусить.

Экипаж эсминца довольно большой – 380 человек, в том числе 32 офицера. Каждый десятый — женщина. Никаких поблажек им не делают. Дамы трудятся наравне с мужчинами, выполняя самые тяжелые работы. Женщины есть и в составе палубных команд, и в машинном отделении, и в оружейной боевой части. При этом неуставные контакты между военнослужащими строжайше запрещены: за шуры-муры можно не только вылететь из флота, но и подвергнуться уголовному преследованию. Кстати, в биографии «Джеймса Уильямса» было два «секс-скандала», вызванных домогательствами. Тогда на корабле даже меняли командиров.

Все, что есть на эсминце, подчинено главной задаче – доставить вооружение в любую точку земного шара. При этом наряду с мощной электроникой на корабле есть место и традиционным устройствам, которые до сих пор используются. Так, на носу, позади 127-мм артустановки, висит большой судовой колокол-рында, который там находится отнюдь не для красоты. В сильный туман вахтенный бьет в него и таким образом подает сигнал проходящим поблизости судам. Кстати, перед установкой на корабле рынду освятили в церкви по специальному обряду.

Нам удалось посетить и святая святых корабля — боевой информационный центр системы «Иджис» (AEGIS), которая управляет всем оружием эсминца. Снимать здесь, конечно, нельзя. Четыре десятка специальных дисплеев рассказывают морякам о том, что происходит вокруг корабля в радиусе трех сотен километров. Мощнейшие радары AN/SPY-1 ощупывают также небо (и космос), а специальная гидроакустическая станция вслушивается в морскую пучину. Система позволяет отслеживать и сопровождать до 300 целей и направлять до 18 ракет одновременно.

В июле этого года корреспонденты «Думской» побывали в таком же центре ракетного крейсера «Хью Сити», в целом они очень похожи.

Во время швартовки в Одессе многие заметили отсутствие на мачте украинского флага. Некоторые подумали, что американцы позабыли о доброй морской традиции чествования страны пребывания. Оказалось, это не так. По словам гостей, всему виновата служба доставки, которая не сумела подвезти флаги Украины к приходу корабля. Сейчас он развевается, как и положено, на фок-мачте.

Автор — Сергей Смоленцев




25-мм автоматическая пушка «Бушмастер»


Рында. Раньше в нее били каждые полчаса, теперь - только когда туман


12,7-мм пулемет Браунинг M2


127-мм артиллерийская установка Mark 45


Зенитный артиллерийский комплекс Mark 15 Phalanx CIWS, он же Vulcan-Phalanx. Делает 3000 выстрелов в минуту!


Установка вертикального пуска ракет


Вертолет Сикорский SH-60


Джеймс Эллиот Уильямс - самый титулованный моряк американского флота


Кают-компания. У каждого офицера свое место, причем командир сидит не во главе стола, а по центру. Отдельно стоят кресла для гостей


Ходовая рубка


Рабочее место штурмана


Капитанское кресло


Вертолетные ангары


Столовая для экипажа


Камбуз


На полу - специальное покрытие, которое не горит, впитывает кровь, не замерзает и является изолятором


Командирский салон


Еще один кафетерий

Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий