» » Блеск Вавилона и сияние Иудеи: в одесской Опере появился свой «Набукко»

Блеск Вавилона и сияние Иудеи: в одесской Опере появился свой «Набукко»

19 ноября 2017, 23:32
Ожидаемой премьерой порадовал Одесский национальный академический театр оперы и балета. На фоне разгоревшихся в Одессе по разным поводам народных протестов оперу Джузеппе Верди «Набукко» ждали.

На оперную сцену постановщики не впустили злободневные детали вроде лозунгов, балаклав, горящих покрышек (хотя дым порой шел в зал изрядно), все выдержано в старинном стиле, благородно и величаво. Была такая театральная мода после Майдана 2004 года, когда говорили, что «театр впустил в себя уличные манифестации». К счастью, этим уже переболели (или объелись).



К современности приближают расположившиеся на заднем плане какие-то походные ракетные установки, впрочем, это могут быть многоствольные аркебузы вертикального взлета, которые стреляют пиками. «Вавилонская военщина», — сказали бы иудейские комментаторы того времени.

Сразу скажем, поклоняющийся злобному Ваалу царь Навуходоносор (для удобства произношения в итальянском либретто его нарекли Набукко) в финале признает Яхве, и духовные иудеи получат поддержку военной мощи падких на все материальное вавилонян. Такая идея весьма отвечала мечтам об объединении народа Италии, раздробленного на ломбардцев, тосканцев и так далее, угнетаемых как чужеземными, так и своими властителями.

Очень созвучно современной украинской действительности! Одесса не зря подождала 170 лет, прежде чем снова поставить в своем оперном театре «Набукко». Мы с удовольствием увидели, как работают находки одесского художника по костюмам Сергея Васильева, с которыми он познакомил нас в театральных мастерских на Садиковской

Великолепная дочь царя Фенена в золотой короне (на премьере 18 ноября ее пела заслуженная артистка Украины Татьяна Спасская, сегодня публика услышит в этой партии Екатерину Цымбалюк) и ее возлюбленный, племянник царя Иерусалимского Измаил (заслуженный артист Украины Владислав Горай блеснул на премьере, сегодня этот образ воплотит молодой тенор Павел Смирнов) – одного поля ягоды, светлые, сияющие люди. А для властной и страстной Абигайль (Анна Литвинова), тоже влюбленной в Измаила, есть другая, своеобразная пара – верховный жрец Ваала (Сергей Узун), они плетут свои заговоры, стоя на сцене рядом, и все становится очевидно. Хищные мотивы вроде скелетообразной вышивки, яркие, воинственные цвета, горделивые головные уборы… Да, и вьющиеся ветви с листьями, из которых словно сплетен шлем первосвященника Захарии (Дмитрий Павлюк), «прорастают» не только на плаще временно впавшего в безумие Набукко, но и на рубашке Абигайль, когда она перед смертью кается во всех своих злодеяниях. Истинная религия, как и совесть, ближе к природе и дальше от военизированного пафоса! Правда, раскаявшийся Набукко (заслуженный артист Украины Виктор Митюшкин) снова переоденется в свои доспехи, но миссия его такова – защищать отныне свой многонациональный народ, и ассирийцев, и иудеев (Вавилон еще многих тогда приютил). Светящийся шар внутри шлема Захарии ярче ложного блеска золотой короны…

Встреченные в зале столичные коллеги по секрету сообщили, что такого оркестра и хора, как у нас, давно не встречали. За это спасибо дирижеру-постановщику Александру Самоилэ и хормейстеру Леониду Бутенко!

А за элегантную, без лишней суеты срежиссированную постановку, благодарим народного артиста Украины, экс-министра культуры Василия Вовкуна. Сегодня и 26 ноября состоятся следующие премьерные показы, а в перспективе – создание новых постановок с участием специалистов из других национальных театров страны. Одесско-львовская копродукция (со стороны Львовской оперы участвовали не только режиссер, но и сценограф Тадей Рындзак) явно удалась и задержится в репертуаре надолго.

Автор — Ирэн Адлер, фото Владимира Андреева




раскаявшаяся Фенена


Самоилэ и Вовкун

Расскажите друзьям!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и мы всё исправим!
Смотрите также

Добавить комментарий