» » Историческая память - 3: Секретное оружие

Историческая память - 3: Секретное оружие

Историческая память - 3: Секретное оружие
В отличие от предыдущих статей «Исторической памяти», выделить главного героя этой статьи очень тяжело. Пожалуй, сделаем так - пусть главным ее героем будет не человек, а танк, поскольку речь в ней пойдет об импровизированной бронетехнике, выпускавшейся в дни обороны города на одесских заводах. Символом этого подвига одесских инженеров и рабочих по сей день и вполне оправданно считается «одесский танк» - бронетрактор «На испуг».

От тысяч к единицам

Предвоенная советская песня нисколько не вводила граждан СССР в заблуждение, сообщая о том, что «броня крепка и танки наши быстры». С середины 30-х годов Советский Союз устойчиво входил в тройку лидеров мирового танкостроения по разработке и внедрению в производство бронетехники, а по выпуску боевых машин и вовсе не знал себе равных. На вооружении Красной армии состояло почти два десятка моделей танков и бронемашин. Количество же модификаций упомянутой техники вообще трудно поддается исчислению. Во всяком случае, было их не менее полусотни. В боевых подразделениях Красной Армии накануне войны числилось около сорока тысяч боевых машин - больше, чем во всех армиях мира вместе взятых. К сожалению, большая часть этой техники, неожиданно для армейского и политического руководства страны была потеряна в первые же месяцы войны. Причиной таких, поистине ошеломительных потерь, было несколько.

Обслуживание техники, вообще техническая культура в танковых и механизированных частях, была не на высоте. Около сорока процентов всей броневой мощи Красной армии в первые же дни войны вышло из строя из-за технических неисправностей, поломок, износа механизмов и т.д. Причем, как это не печально, потери из-за технических неисправностей только возрастали из-за потерь среди опытных танкистов и механиков. Изрядное количество боевых машин было потеряно, оставшись без горючего и боеприпасов. Ведь склады горючего и боеприпасов подверглись авиаударам и артналетам противника в числе первоочередных целей. А в хаосе начала войны подвезти горючее и снаряды взамен потерянных удавалось далеко не всегда. Ко всему прочему советские полководцы в самом начале войны часто бросали танки в бой без поддержки пехоты, авиации и артиллерии.

Добавьте к этому отсутствие нормальных разведданных, постоянные удары с воздуха, неопытность большинства экипажей и танковых командиров и вы получите объяснение того печального факта, что все танковые силы Приморской армии в первые дни обороны Одессы состояли из десятка легких танков, и примерно трех десятков бронеавтомобилей и легких бронированных тягачей, вооруженных пулеметами. Для сравнения - румынские войска могли противопоставить «приморцам» около сотни легких танков чешского и французского производства. Это не считая бронеавтомомобилей. Сверх того, как и Красная Армия, румынские военные нередко использовали в качестве боевых машин бронированные тягачи, которые они вооружали пулеметами.

Любая палка пригодится

Разумеется, такое положение дел никуда не годилось и с первых дней осады города командование Приморской армии и Одесского укрепрайона ставило вопрос о переброске в Одессу подкреплений, в том числе и танков. Однако если полноценную дивизию (157-ую стрелковую) Ставка выделить смогла, то вопрос танкового подкрепления оставался открытым как из-за общего дефицита боевых машин, так и из-за трудностей переброски их морем. За все время обороны города «приморцы» получили всего пять танков и два десятка пулеметных танкеток помощи. Так что обходиться приходилось своими силами. Благо опыт постройки импровизированной бронетехники из подручных средств был. Всего за два десятка лет до начала Второй Мировой, в ходе Гражданской войны, практически все ее участники активно строили бронепоезда, бронеавтомобили и бронедрезины. Красные даже умудрились вполне качественно скопировать французские танки «Рено FT-17», отбитые в одном из боев у «белых», и выпустить полтора десятка таких копий. Среди одесских рабочих и инженеров было довольно много тех, кто такого рода опыт имели. И командование Приморской армии не преминуло этим опытом воспользоваться.

Тем паче, что на заводе имени Январского восстания, посоветовавшись с ветеранами завода, предложили построить для армии бронепоезд. Строили его в три смены и торжественно передали командованию Приморской армии уже 11 августа. И тут же принялись строить второй. Всего до середины сентября соединенными усилиями «Январка», Судоремонтный завод и ЗОР дали фронту три бронепоезда – «Номер 22», «Черноморец» и «За родину!». Построили их из корабельной стали и брони толщиной от 10 до 30 миллиметров, вооружили полевыми, танковыми, зенитными и корабельными пушками и пулеметами, составив смешанные экипажи из рабочих завода, моряков и танкистов. Бронепоезда стали большим подспорьем для обороны и вполне успешно справлялись с боевыми задачами. Достаточно отметить, что противнику не удалось их уничтожить, а взорвали их сами экипажи накануне оставления Одессы. Однако при всем при этом заменить танки бронепоезда не могли. Не могли их заменить и бронеавтомобили, построенные на шасси грузовиков, с установленными на них 37-ми и 45-ти миллиметровыми пушками. Проходимость и скорость бронированных грузовиков позволяла использовать их, в лучшем случае, в качестве легких самоходных орудий. А фронту по-прежнему нужны были танки.

И тогда все тот же главный инженер «Январки» Романов вместе с военными инженерами Обедниковым и Коганом предложили проект переоборудования в легкие танки тракторов «СТЗ-5». Чертежи были разработаны в кратчайшие сроки и уже 20 августа первые два «одесских танка» покинули стены завода имени Октябрьской революции. С момента окончания работы над чертежами до, собственно, постройки первых двух бронетракторов прошло всего пять дней. Тем, кому кажется, что перед инженерам стояла простая задача - мол, обшил трактор листами брони, поставил пару пулеметов и вперед, за орденами, глубоко ошибаются. Романову, Обедникову и Когану пришлось решить целый ряд сложнейших задач. Например, устойчивость и вязкость тонких броневых листов, имевшихся в их распоряжении, они повысили достаточно оригинальным способом - переложив их листами резины и деревянными досками. Удалось им спроектировать в импровизированном танке и боевое отделение, в тракторном «исходнике», разумеется, отсутствующее. При этом они предусмотрели установку в своем детище самых разных видов вооружения, от обычных пулеметов до легких пушек и огнеметов. Им даже удалось разработать для бронетрактора вращающуюся башню.

Впрочем, первые «одесские танки» были оснащены настоящими танковыми башнями, снятыми с разбитых танков «Т-26» первой серии. В свой первый бой «одесские танки» вступили, согласно большинству источников, 28 августа, при отражении первого генерального наступления румын. Однако было их мало и особого впечатления на румын эти тихоходные машины тогда не произвели. Демаскирующие себя ревом двигателей и грохотом они обычно использовались как блуждающие пулеметные доты при поддержке контратак пехоты.

На испуг

Звездный час «одесского танка» наступил после того, как в Приморской армии несколько улучшилось положение дел с бронетехникой. Еще в середине августа, во время лихого налета на станцию Карпово силами свежепостроенного бронепоезда, у румын удалось отбить захваченный ими эшелон с поврежденной советской техникой. Взявшиеся за ремонт умельцы одесских заводов (и как им на все хватало времени и рук?) отремонтировали и ввели в строй два десятка танков. С учетом небольшого подкрепления с «Большой земли» и двадцати выпущенных к тому времени «одесских танков» из наличных сил даже удалось сформировать отдельный танковый батальон, в котором две роты состояли из легких танков серии «БТ» довоенной постройки, а третья рота полностью была вооружены бронетракторами. В свою очередь румынскую технику прошедшие бои, особенно бой под Карпово, изрядно проредили. Да и противотанковой артиллерии, и без того в румынской армии немногочисленной, у врага поубавилось. В общем, соотношение сил несколько изменилось.

У командования Приморской армии больше не было необходимости постоянно перебрасывать танки с одного участка фронта на другой в качестве подвижного резерва. С функциями подвижной огневой поддержки вполне справлялись бронепоезда и пушечные бронеавтомобили, что позволило «приморцам» собрать наличные танки в кулак перед нанесением запланированного на 22 сентября контрудара. Бронетракторам в нем отводилась особая роль... В ночь на 22 сентября, незадолго до рассвета, вооруженная бронетракторами третья рота танкового батальона, с зажженными фарами, лязгая и грохоча, пошла в атаку, ведя шквальный огонь из пулеметов всех двадцати танков. Перепуганные румыны бежали с позиций. На следующий день они оправдывались тем, что «приморцы» бросили против них какое-то страшное секретное оружие. Недостаток бронетракторов - шумные двигатели, лязгающие гусеницы и громко дребезжащая броня - были обращены в его достоинство. С этого дня за «одесским танком» и закрепилось название «На испуг».

К сожалению, карьера этих танков закончилась там же, где и началась - под Одессой. При эвакуации войск в Севастополь на судах для них не нашлось места. Построенные с величайшим напряжением сил, «одесские танки» были разоружены и оставлены уплывающими в Крым «приморцами» стоять на позициях мертвыми железками с испорченными двигателями.

До наших дней ни одного танка «На испуг» не сохранилось. Тем не менее, уже после войны работники завода имени Январского восстания, по старым чертежам создали два макета «одесского танка». Один занял место на мемориале 411-й батареи. Другой был установлен на постамент в Серединском сквере и по сей день служит памятником главному секретному оружию одесситов - мужеству и находчивости, которые, если нужно, заставят воевать и бутылку от шампанского, и мирный трактор.

Дата: 5-05-2012, 04:00
Категория: Историческая справка
Добавить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Капча: